На костер из-за любви
Любовь… Что может быть величественнее этого чувства. Сколько историй счастливой и несчастной любви знает наш город, город, где девушки прекрасны, как нигде в мире. Эти красивые легенды о любви до сих пор не оставляют равнодушными ни одного из нас. Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби писал о львовских девушках: «В благоприятном климате здешних мест девушки так красивы, что увидев их, одетых в шелковые разнообразные наряды, солнцеликих, с глазами косули, газели, серны, теряешь голову».
Только в нашем городе могли быть такие счастливые браки, как, например, у одного из самых богатых купцов Львова XVI в. Вольфа Шольца, основателя славного мещанского рода Шольц‑Вольфовичей. У него было 12 дочерей и 12 сыновей от одной жены Дороты. Счастливое семейство жило в чудесном доме на площади Рынок, 23. Надгробная плита семьи Шольц-Вольфовичей, оставшаяся от старого средневекового кладбища, была позже вделана в стену кафедрального собора.
Но любовь бывает не только счастливой, а и трагической. Необычайную по своему трагизму историю помнят львовские камни, историю,которая вряд ли имеет аналоги в мировой классической литературе. В 1518 году, по приговору львовских судей, были сожжены живьем армянин Ивашко и полька София только за то, что они любили друг друга.
Законы того времени приравнивали межконфессионные отношения, то есть отношения людей разных вероисповедовании, к таким страшным грехам, как зоофилия и некрофилия. Львовский суд не принял во внимание даже того, что несчастные влюбленные были христианами, только Ивашко — армянской григорианской веры, а София — католичкой. Суд не посчитался и с тем, что армянин уже несколько лет был вдовцом, а полька — не замужней.
Приговоренных к смерти любовников, связанных спиной к спине, скованных одной цепью, вывезли в длинных одеждах, облитых смолой, за город (в городе тогда казнили только шляхтичей). Идя к месту казни (скорее всего, это была Гора Казней, недалеко от современного Краковского рынка), несчастные держали в руках незажженные факелы. Перед тем, как «грешники» взошли на приготовленный к казни штабель дров, их факелы зажгли, и таким образом осужденные сами подожгли свой смертный костер. Польский король, узнав об этой казни, был возмущен решением львовского суда, но, к сожалению, уже ничего нельзя было изменить. Впрочем, король приказал выплатить армянской общине денежную компенсацию. По одним источникам, армяне отказались взять деньги, по другим — город им ничего не выплатил.
Война за невесту
На площади Доминиканцев в середине ХVI в. разыгралось настоящее военное сражение, а война шла… за невесту. Этой невестой была Гальшка из Острога — самая богатая тогда во всей Речи Посполитой наследница. Естественно, желающих жениться на ней было великое множество. Всех женихов обошел любимец короля, магнат Лукаш из Гурки, который насильно обвенчался с Гальшкой.
Однако мать девушки, Беата, пользуясь благосклонностью королевы-матери Боны, три года не подпускала к дочери нежеланного зятя. Но королева Бона уехала в Италию, и Гальшка с матерью, спасаясь от законного мужа, сбежали во Львов и спрятались в монастыре Доминиканцев под сильной охраной.
Лукаш, ничего не достигнув уговорами, начал мощный артиллерийский обстрел монастыря. Жизнь Львова замерла, торговля фактически прекратилась на несколько недель. Во время военных действий в монастырь пробрался под видом нищего тот, кого действительно любила Гальшка — православный князь Симеон Слуцкий.
Влюбленные обвенчались в монастыре, считая предыдущий принудительный брак незаконным. Королю все это надоело, и он приказал львовскому старосте помочь Лукашу захватить монастырь. После того, как по приказу львовской власти был перерезан водопровод, монастырь сдался. Король признал законным мужем Гальшки, конечно же, Лукаша, и несчастную девушку, после недолгого заключения в крепости Высокого замка, отвезли в замок Лукаша, в город Шамотулы в Польше.
Гальшка не могла забыть своего любимого Симеона и, тоскуя, через некоторое время умерла. Самое интересное, что, согласно закону, Лукаш не получил ни гроша из наследства Гальшки, потому что у них не было детей. Жители Шамотулы до сих пор показывают башню черной княгини. Так называли Гальшку, потому что она всегда ходила в черном.