Специализированный интернет-портал "История Львова"


Януш Витвицкий. Мастер "Пластической панорамы"

Окончательным результатом многолетней исследовательской работы Януша Витвицкого, помимо научных публикаций, должна была стать пластическая панорама древнего Львова, то есть пластическая модель, демонстрирующая Львов, значительно отличающийся от нынешнего. Это был город-крепость, опоясанный мощными стенами, от которых сегодня остались незначительные следы; окруженный плотной деревянной застройкой предместий. Однако работа эта не была завершена, а жизнь создателя трагически оборвалась в июле 1946 года. Советская власть сделала все возможное, чтобы о Витвицком молчали - как в Польше, так и в Украине. 

Биография Януша Витвицкого

10.IX.1903 - родился во Львове. Мать - Еузебия из Поплавских. Она участвовала в подпольной борьбе, была курьером Делегатуры польского правительства, арестована в 1943 году во Львове, погибла в немецком лагере смерти Майданек. Отец - Владислав Витвицкий, (1878 -1948), профессор гимназии, с 1919 г. проф. университетов Львовского и Варшавского, психолог, переводчик Платона,  карикатурист и художник, автор многочисленных работ по психологии и искусства
 
 
1909-1913 - евангелистская школа  во Львове
1913 - 1921 - гимназия во Львове им. Тадеуша Костюшко
1920 - добровольное участие в войне польско-большевистской войне, ранение в ногу
1921-1926 - получение высшего образования на факультете архитектуры Львовского Политехнического института
1924-1925 - секретарь Реставрационного центра во Львове
1926 - получение диплома инженера-архитектора, изучение истории искусства на гуманитарном факультете университета Яна Казимира во Львове
1931 - учеба в Париже и Риме
1924-1934 - собственная архитектурная практика: проекты зданий, культовых и гражданских; победа во многих конкурсах, в том числе в конкурсе на лучший проект павильона Львова на Общенациональной Выставке в Познани, в 1929 году - проекты частных домов.
1929 - начало работы над моделями архитектуры древнего Львова, начало работы над Пластической панорамой древнего Львова
 
 
 1932-1934 - сотрудник Строительного общества в Торуне
1934-1944 - ассистент кафедры исторической ирхитектуры архитектурного факультета Львовского политехнического института
1932 - создание лаборатории научного моделирования
1932-1939 - работа над Панорамой
1938 - женитьба на Ирэне Крист
1939-1946-постоянная работа над „Панорамой", прерывающаяся лишь тремя арестами: советскими и немецкими оккупантами. 
16.VII.1946 - в процессе подготовки к переезду в Варшаву убит при невыясненных обстоятельствах, вероятно, агентами НКВД, похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.
 
 
ПЕРЕЛОМНЫЕ ПЕРИОДЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРОСТРАНСТВА ЛЬВОВА
 
Пространственная структура Львова до сего дня является результатом существенных градостроительных изменений , осуществленных в XIX в., и заключающихся, в первую очередь, в ликвидации укреплений города. Структура Львова-крепости возникла в результате революционных преобразований в 2-ой половине XIV века.
 
Перовначальное пространственное расположение Львова, известное нам в общих чертах, относится к периоду правления князя Даниила Галицкого и его сына, князя Льва, т.е. к XIII в. Град Данилов был распложен на склоне холма, над которым вздымалась гора, а на ней стоял укрепленный дворец князя. Львов, также окруженный деревянными стенами и земляными валами, вскоре  стал главным городом княжества.
 
 
В XIII и XIV веках город Львов был крупным населенным пунктом, расположеном на одном из главных торговых путей Европы, ведущим от Саксонии через Вроцлав, Краков, Львов, Киев, в страны Востока. Поэтому он, в частности, оказался на испанской карте конца XIII в., на так называемой каталонской вкладке  „Сьюдад-де Лео". 
 
Переход земель Красной Руси под власть Польши в XIV в. дал новый импульс развитию города. На основании грамоты Казимира Великого о присвоении городу широких прав, в 1359 году было очищено новое место для города. Это была настоящая урбанистическая революция. На равнине над Полтвой был разбит новый город, в основе которого лежало прямоугольное расположение улиц, называемое "шахматной доской". Сразу же началось строительство оборонных стен, возводимых от XIV до XVII века. А старый "данилов град" стал Краковским предместьем.
 
 
За городом был возведен замок, называемый Высоким, в пределах города оказался второй замок, называемый Низким, являющися частью городских укреплений, которых было очень много. Городскую застройку окружал Высокий Мур (стена) с башнями, а перед ним, поднималось стены Низкого Мура с полукруглыми башнями. Вокруг Низкого Мура шли валы с бастионами.
 
Вместе с укреплениями развивался кирпичный город, особенно поднявшийся в последующие века. Предместья: Краковское и Галицкое, подвергавшиеся многочисленным набегам, были застроены в основном деревянными зданиями. Львов, наиболее сильно укрепленный город на восточной территории Польши, выдержал многочисленные осады и только в 1704 году его сумели взять штурмом шведы. С тех пор его укрепления все больше и больше утрачивали свое значение, и уже в XVIII веке стали препятствием в дальнейшем развитии городского пространства.
 
 
После разделов Польши Львов оказался под властью Австрийской империи. В этот период города всей Европы сбрасывали плотный „корсет" укреплений, соединяющий улицы города с улицами предместий, создавалось современное средместье. Тот же процесс прошел во Львове в начале XIX века. Были разрушены крепостные стены, башни и бастионы, землей из валов засыпаны рвы. Освобожденные от укреплений территории стали местом для новых инвестиций.
 
 
Вид исторического центра изменился полностью. Раньше Старый Город, окруженный малоэтажнй деревянной застройкой, был четко обособлен в территории, ограниченный валами и стенами, из-за которых были видны шпили церквей и ратуши. Теперь наново проложенные улицы соединяли Старый Город с новой, высокой застройкой бывших предместий, отделенных только прогулочными дорожками и зеленью. Так возник современный центр Львова, города открытого, который, несмотря на  строительство австрийской цитадели, все же не имел военного значения. Львов укрепленный перестал существовать, а его изображение стерлось в сознании жителей. Немногочисленные остатки: Городской Арсенал, Королевский Арсенал, Пороховая Башня, оставленные без кольца стен и валов, уже не могли вызвать в воображении обывателя истинную картину города XVIII века.
 
 
Первые попытки представить участки города с конца XVIII в. принял инженер Витольд Долинский. Разработанная им диарама (находящаяся в настоящее время в Историческом музее Львова) представила вид Львова от юго-западного угла оборонных укреплений, то есть примерно из окон современного отеля "Жорж". Изображение Долинского было выставлено в одном из павильонов на выставочной территории т.н. Восточных Торгов.
 
ИДЕЯ И ПРОЕКТ ПАНОРАМЫ
 
По словам Януша Витвицкого, „концепция Пластической панорамы древнего Львова была создана в период его обучения за границей, во время Парижской Колониальной Выставки  в 1931 году. На фоне рассмотрения искусства разных стран, народов и времен, автор пришел к выводу, что в области архитектуры действительно интересно то, что существовало до конца XVIII века". Естественно, зоной его особых интересов стала архитектура старого Львова, города, расположенного на пересечении многих культур.
 
 
Нужно также добавить, что прямым источником вдохновения архитектора была посещенная им в Париже выставка моделей городов в Hotel des Invalides. Это необычная экспозиция, в котрой собраны несколько десятков пластических моделей французских городов. Модели выполнены  в XVII и XVIII веках в виде технической документации для современных укреплений, которыми были окружены наиболее важные города, в основном, под руководством знаменитого строителя крепстей Ваубана. Эти модели, выполненные в различных масштабах (от 1:5000 до 1:100), являются сегодня единственной в мире исторический коллекцией моделей городов.
 
 
Концепции Панорамы предшествовали, предпринимаемые с 1928 г. восстановительные работы над моделями нескольких выдающихся произведений львовской архитектуры: кафедрального собора, ратуши, зданий Королевского Арсенала и Королевского дома. Эти модели после презентации на Национальной Выставке в Познани в 1929 г., были выставлены в Историческом музее Львова.
 
Пластичная панорама древнего Львова, была - согласно намерениям Януша Витвицкого - представлена в масштабе 1:200. Это должен быть Львов 1775 года:  город в пределах укреплений вместе с пригородом и ближайшим окружением. Модель в форме колеса диаметром 15 м должна была размещаться в бывшей Пороховой башне, соответствующим образом приспособленной для этого.
 
 
МОДЕЛЬ ВИТВИЦКОГО
 
Модель Витвицкого приглашает в путешествие по неизвестному Львову, по городу, который не существует уже на протяжении двух столетий. Путешественник видел Львов совершенно другим, скрытым за кольцом валов и стен городом. Как же выглядел Львов в конце XVIII века?
 
 
С севера на юг пронзала город главная артерия, соединяющая Краковские и Галицкие ворота. На запад и восток выходили  две калитки: Иезуитская и Босяцкая. В центре располагался обширный рынок, посреди котрого возвышалась готическо-ренессансная ратуша, доминирующая над окружающей рынок группой зданий. Около половины домов города занимали богатые мещанские каменицы.
 
Кирпичные дома были построены во Львове уже в XV и XVI веках. Большой пожар 1527 года уничтожил большинство готических зданий. Частично на их фундаментах появились каменные дома в стиле эпохи Возрождения (Черная и Королевская каменицы), а потом - в стиле барокко.
 
 
Кроме жилой застройки, территорию города наполняют церкви и монастыри. На западе возвышается латинский собор - готический XIV и XV в. с оригинальным верхом  в стиле барокко и пристроенными к нему ренессансными часовнями. Рядом с кафедральным собором стоит часовня Боимов начала XVII в., жемчужина львовского Возрождения. Дальше к северу видна церковь и больница св. Духа XVII в. (не сохранились), барочный костел и монастырь Иезуитов с XII в., потом костел и монастырь Францисканцев (не сохранились), за ним группа Троицкая церковь (с XIX в.- церковь Преображения) и монастырь (не сохранился). На северной стороне стоит армянский кафедральный собор, построенный в XIV в. в оригинальном стиле армянских церквей.
 
 
На востоке возвышается костел Доминиканцев XVIII века, с более ранним монастырем, дальше к югу расположена  Успенская церковь XVII в. с характерной колокольней Корнякта и красивой часовней Трех святителей во дворе. Внутри квартала застройки под городским арсеналом  стоит готическо-ренесансная синагога  „Золотая Роза" XVI в. (уничтожена нацистами в 1942-м), рядом с которой - так называемая Старая Синагога XVI в. 
 
Город окружали мощные оборонительные укрепления утратившие в XVIII в. свое значение. Вокруг Львова высились стены со множеством башен. Во время вражеских нападений каждую из них занимал один из ремесленных цехов. Стены были окружены земляными валами с бастионами. Два рва, один перед стенами, второй перед валами, дополняли оборонительную систему. Ров заполняла вода, стекающая с востока и с холмов, окружающих речку Полтву. 
 
 
В северо-западной части города располагались сооружения Низкого Замка, включенного в укреплений города и являющиеся королевской собственностью. В северном углу Низкого Замка поднималось жилое здание с оборонительной башней, называемой „Большие номера", где неоднократно гостили польские короли. Группа жилых домов закрыла церковь св. Екатерины, далее вдоль стен располагались бочки с водой, за которыми возвышалась Дворянская башня, бывшая тюрьмой для знати. Напротив, по обе стороны башни помещались суд, канцелярия и арестантская. Вокруг двора находились конюшни, каретная,  другие подсобные помещения и службы, а также квартира управляющего замком.
 
РАБОТА НАД ПАНОРАМОЙ
 
Через несколько лет после начала работы, в 1932 году, Януш Витвицкий получил комнату на ул. Уейского, в здании Политехнического института, в бывшем монастыре, в костеле Марии Магдалины. А в 1934 году ему выделили  2-комнатную квартиру, являющуюся собственностью города, на ул. Армянской 23, в так называемом доме„четырех времен года". 
Чтобы панорама максимально соответствовала оригиналу, Витвицкий исследовал множество материала: "23 планы исторические города и его частей, в том числе 3 с XVII в., 11 XVIII в., 9 XIX веков;17 исторических представлений, в том числе 2-с XVII в., 10 XVIII в., 5 XIX в.; 
7 типов архивных источников описательных с XVII в., касающихся непосредственно для различных объектов..." и т.д.
 
 
Януш Витвицкий использовал различные материалы, но главным была фанера, крыши домов архитектор делал из тонких листов меди, а барельефы и различные мелкие детали отливал из свинца. Благодаря электрокабелям и лампочкам в 1,5 вольт, имитирующих масляные лампы и факелы, можно было увидеть, как город освещался ночью. В разных местах Панорамы были установлены перископы, благодаря которым зритель мог почувствовать себя на улицах древнего города. Будучи отличным художником, Януш Витвицкий раскрасил город так, чтобы он максимально походил на оригинал. Цвета домов никогда не повторялись, и на стенах можно было разглядеть даже грязь или подтеки.
 
С 1937 г. архитеткор вел переговоры с властями города о хотя бы частичном финансировании работ, но только в 1939 году он сумел договориться - уже с новой, советской властью, о покрытии "1/3 стоимости его работ", скромно оцененных в 180 000 рублей. Януш Витвицкий получил только 10 000 рублей, из которых 2 000 пропало уже после начала войны при изменении основной валюты.
 
 
Период немецкой оккупации стал постоянной борьбой за выживание и продолжение работы. Эту задачу было чрезвычайно сложно выполнить, принимая во внимание также на необходимость поддерживать жену, двоих маленьких дочерей, помогать матери и т.д. Поддержание мастерской, покупка материалов, зарплата помощникам (только за нескольких лет  оккупации с 1939 по 1944 через мастерскую на Армянской прошли в общей сложности тридцать человек) - на все это были нужны деньги. Януш получал их, играя на снобизме богачей, выделявших ему гранты, а также выполняя небольшие заказы. 
 
В своей заметке 1946 года Януш привел такую "бухгалтерию", переведя для сравнения все полученные им средства в доллары и золото:
 
- Вклад муниципалитета Львова 10.000 шекелей ($1 000)
- Пособия советских властей в 1940 г. - 9.626 рублей, ($96,2)
- Пособия немецких властей 134.510 марок ($1345,5)
 
Всего - $2 441,7
 
В эту сумму не включены довоенные 180 000 злотых, равные примерно $18.000 и покрывающие только 13,6% всех расходов по созданию панорамы. 
 
 
Отсутствие денег на продолжение работы волновали Витвицкого в течение всего периода оккупации, и только благодаря огромным усилиям ему удавалось продолжать создание панорамы. Дважды, по словам самого архитектора, в сентябре 1939 года и в июле 1944 года, ему приходилось извлекать панораму из-под завалов разбомбленного дома. Шесть сотрудников Януша Витвицкого и его мать автора были убиты новыми властями. А самого автора панорамы трижды арестовывали, конфисковывая ценные инструменты. 
 
 
При этом Януш принимал участие в акции гражданского польского движения сопротивления. борясь за спасение львовских памятников, которые немецкие власти оккупанты хотели в 1943 году пустить на лом для военных нужд.
 
В 1946 г. Витвицкий твёрдо решил переехать в Констанцину под Варшавой, где в собственном доме жил его отец Владислав, профессор Варшавского Университета. Не было и речи о том, что он оставит Советскому Союзу дело всей своей жизни. Януш предпринял огромные усилия, чтобы добиться разрешения на вывоз своей панорамы. Советские власти были категорически против. Обходя одну инстанцию за другой, архитектор дошёл до Никиты Хрущова, который тогда был главой Совета министров Украинской ССР. Именно он, якобы и бал разрешение на вывоз моделей к ярости львовских чиновников. 
 
 
Однако Витвицкому не суждено было вывезти панораму. В конце июня-начале июля 1946 года, за три дня до планируемого отъезда его мастерскую посетили вечером несколько человек, которые представились историками искусства. Жена Януша, не в силах дождаться конца долгово разговора, ушла из мастерской. В тот вечер она так и не дождалась мужа дома, а на другой день ее известили о том, что на улице близ вокзала обнаружили тело Януша Витвицкого. Труп ей показали через стекло двери, а в коридоре офиса женщина увидела одного из "историков искусства" в форме НКВД. Никакие другие подробности убийства до сих пор неизвестны.
 
ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА ПАНОРАМЫ
 
Через две недели после похорон мужа, Ирена Витвицкая уехала с дочерьми в Варшаву, забрав все модели панорамы, тщательно упакованные в шесть больших ящиков. Эти ящики спрятали друзья Витвицкого, львовские профессора, чтобы советские власти не могли бы вернуть его работу в СССР.  И только в 1975 году - все еще тайно - было решено передать ящики с панорамой Ольгерду Чернеру, директору Музея архитектуры во Вроцлаве. В 1988 году стало известно о краже из музея пяти моделей, в том числе четырех самых больших и красивых: Латинского собора, Волошской церкви, Доминиканского костела, ренессансной ратуши и синагоги Золотая Роза. Оказалось также, что многие модели повреждены. ПОсле этого семья Витвицких передала панораму Музею Вроцлавской архидецезии Римо-католической церкви. При этом модели собора и ратуши семья восстановила за свои средства. 
 
 
В феврале 1994 года Ирена Витвицкая передала панораму Историческому музею Вроцлава. И 9 мая 1994 года панораму, выставленную во Вроцлавском арсенале, впервые увидели зрители. (Ныне это - Городской музей Вроцлава). Позже были восстановлены все остальные украденные модели. Так началась вторая жизнь пластической панорамы древнего Львова, созданной Янушем Витвицким. 
 
По материалам польских источников