Специализированный интернет-портал "История Львова"


Автогонки 1932-го

"До отказа были заполнены балконы и окна домов, прилегающих к трассе. Люди сидели на крышах, а несколько самых отважных даже выбрались на высокий дымоход кирпичного завода", — описывал варшавский "Спортивный обзор" автомобильные гонки "Гран-при Львова", которые состоялись 19 июня 1932 года. Первые автомобильные гонки в истории Львова.

Идея организовать такое соревнование возникла еще в середине 1920-х. Тогда во Львове, который после Первой мировой отошел к Польше, основали автомобильный клуб. Но первые гонки удалось провести только в 1930-м. Их участниками были исключительно граждане тогдашней Польши. В следующем году соревнования стали международными: участие в них приняли также два австрийца и немец — Ганс Штук. Последний, который ехал на "мерседесе", и стал победителем.

Стартовали гонки напротив теперешнего входа в парк культуры им. Богдана Хмельницкого. "На улице Пелчинской даже заливали гипсом трамвайные рельсы, а края тротуаров обкладывали мешками с песком, — пишет в воспоминаниях о месте старта "Гран-при" польский фантаст Станислав Лем, детские годы которого прошли во Львове. — Тогда ощущалось, что Львов — чрезвычайно европейский город. Об этом свидетельствовали огромные гоночные машины, издающие адский рев". Круг трассы по улицам имел протяжность 3 км 41 м. Установленные вдоль трибуны могли вместить 4 тыс. людей. Но зрителей собиралось и до 50 тыс. За порядком следили 500 полициянтов.

В 1932-м львовские соревнования получили статус "Гран-при". Их включили в международную программу автомобильных гонок вместе с еще тремя десятками европейских трасс. Фаворитами того года считали немцев — Рудольфа Караччиолу на "Альфа Ромео", Альберта Брошека на "мерседесе" и прошлогоднего победителя, Штука. Кроме того, заявились венгр Ласло Гартманн и четверо поляков — все на "бугатти". Участники должны были проехать 100 кругов.

"Уже после первых нескольких кругов стало понятно, что Караччиола владеет ситуацией и не позволит себе проиграть соревнования, — пишет "Спортивный обзор". — Большой подъем наступил, когда Штук вдруг начал сокращать серьезное отставание от Караччиолы. Однако это длилось недолго, потому что уже на 34-ом кругу представитель "Альфа Ромео" оторвался далеко вперед. А еще через минуту мы увидели Штука, толкающего руками свое авто, из которого шел сильный дым". Рудольф Караччиола получил кубок из рук президента города Львова.

В 1933-м на соревнования съехались участники из 10 стран Европы — как никогда до этого. Победителем стал норвежец Эйген Бернстад, также на "Альфа Ромео". Но это было последнее "Гран-при Львова": мир охватил экономический кризис, который сильно ударил и по Польше. И в столице Галичины стало не до гонок.