Специализированный интернет-портал "История Львова"


Андрей Шептицкий

Митрополи́т Андре́й (в миру граф Роман Мария Александр Шепти́цкий, польск. Roman Maria Aleksander Szeptycki, укр. Роман Марія Олександр Шептицький; 29 июля 1865, село Прилбичи, Королевство Галиции и Лодомерии (ныне - Яворовский район Львовской области), Австро-Венгрия — 1 ноября 1944, Львов) — предстоятель Украинской грекокатолической церкви в 1900—1944 годах, Митрополит Галицкий, блюститель Киевского митрополичего престола.

Представитель знатного графского рода, в его семье было семеро детей - Роман Шептицкий был третьим. Сначала учился в Краковской гимназии, а в 1883 году поступил на службу в австро-венгерскую армию. Но из-за тяжелой скарлатины через несколько месяцев оставил службу. Окончил юридический факультет Вроцлавского университета, в 1888 году получил степень доктора права. Во время учёбы ездил в Италию, где был принят Папой  Львом XIII. Папа дал Шептицкому благословение стать монахом василианином.

В 1888 году принял монашество с именем Андрей, вступив в орден Святого Василия (василиан). С 22 августа 1892 года — священник в Перемышле, затем в Добромиле. Учился в иезуитской семинарии в Кракове, получив степень доктора теологии в 1894 году. С 20 июня 1896 года — игумен монастыря Святого Онуфрия во Львове. В 1899 году был назначен императором Францем Иосифом I епископом Станиславовским. С 17 декабря 1900 года — митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский (интронизация — 17 января 1901 года). Митрополит АНдрей Шептицкий стал первым из греко-католических иерархов, который использовал в обращении к верующим простой народный язык. 

В 1901 году закрыл греко-католическую семинарию в знак поддрежки сецессии украинских студентов из Львовского университета. В 1903 году присоединился к бойкоту с украинскими депутатами Галицкого сейма. Самым большим политическим достижением Шептицкого стала в 1914 г. договоренность с польской властью об избирательной реформе, увеличившей политическое представительство украинцев в Галицком сейме. Воплотить ее помешала война.

Во время Первой мировой войны, когда после Галицийской битвы Львов был занят русскими войсками, Шептицкий остался во городе, со своими прихожанами. 19 сентября 1914 года был арестован русскими военными властями - якобы за антироссийские проповеди и выслан вглубь Российской империи. Находился в ссылке в Киеве, Новгороде, Курске, а затем в почетном заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. Арест Шептицкого возмутил российскую интеллигенцию. В частности, классик русской литературы Владимир Короленко отозвался на это событие рядом статей. Даже для царской России того времени заключение в монастыре (!) церковного иерарха было дикостью. 

Вскоре после Февральской революции освобождён Временным правительством по предложению министра юстиции Керенского. 29—31 мая 1917 года созвал Собор Российской грекокатолической церкви (РГКЦ), назначив своим экзархом в России иеромонаха студита Леонида Фёдорова. В конце 1917 года вернулся во Львов. После окончания Первой мировой и распада Австро-Венгрии поддерживал идею независимой Западной Украины, за что был дважды арестован польскими властями.

Задолго до начала Второй мировой войны митрополит Шептицкий пользовался огромным уважением не только среди украинского населения, но и среди евреев. Митрополит прекрасно владел письменным и разговорным ивритом. Гуманистическое и толерантное отношение к евреям неоднократно служило поводом для критики деятельности А. Шептицкого различными властями.

Андрей Шептицкий выступал против Голодомора, организованного советской властью на Великой Украине. Он стал свидетелем большевистского террора после захвата Сталиным Западной Украины. 27 сентября 1939 года в Прилбичах сотрудниками НКВД были расстреляны брат А. Шептицкого Лев, его жена и все члены семьи. В июне 1940 А. Шептицкий не побоялся обратиться с письмом к Сталину, протестуя против пропаганды безбожия в школах и против террора. Его не тронули, зная, что арест Шептицкого может привести к массовым народным волнениям. Украинцы воспринимали митрополита как отца своей нации, единственного защитника перед любой властью. 

Приход во Львов немцев Шептицкий воспринял с радостью, надеясь, как и большинство украинцев, что Гитлер даст Украине свободу. 1 июля 1941 года, на следующий день после занятия Львова германскими войсками, он обратился к пастве с приветственным посланием по этому поводу. Однако вскоре после вступления немецких войск на украинские земли владыка разочаровался в намерениях немцев и, единственный из всех епископов Европы открыто и безоговорочно выступил против нацизма во многих пастырских посланиях. Дважды митрополит обращался с протестом против уничтожения еврейского населения в Галичине к райхсфюреру СС Гиммлеру (декабрь 1941; февраль 1942). После этого «специалисты по украинскому вопросу» Ганс Кох, Отто Вехтер, Альфред Бизанц посетили владыку с целью «урезонить» непокорного пастыря. Старый предстоятель отчитал «посетителей» - в ответ прозвучали упреки «наследственном графу в невежливости».

29-31 августа 1942 написал письмо Папе Пия XII. В  этом письме митрополит так охарактеризовал нацизм: "Эта система лжи, обмана, несправедливости, грабежа, искажения всех идей цивилизации и порядка; эта система эгоизма, преувеличенного к абсурдной грани тотального сумасшедшего национал-шовинизма, ненависти ко всему, что есть красивым и добрым, эта система представляет собой такое что-то феноменальное, что самой первой реакцией при виде этого монстра является онемелое удивление. Куда заведет эта система несчастный немецкий народ? Это может быть не что иное, как дегенерация человечества, которой еще не было в истории".
 
21 ноября 1942 - послание «Не убий», в котором содержались призывы к примирению политических сил украинского общества, осуждались политические убийства, содержались оговорки об отлучении от церкви организаторов и исполнителей таких преступлений.

 А. Шептицкий был единственным представителем церкви в Европе, кто обратился с письмом к Папе Римскому и лично к Гиммлеру, протестуя против геноцида евреев. Митрополит участвовал в спасении более 300 еврейских детей и нескольких семей еврейских раввинов, распорядившись укрывать их в своей резиденции, монастырях и церквях епархии, в том числе раввина Львова Давид Кахане, которого прятали в Соборе святого Юра. Активную помощь также оказывали крестьяне окрестных сел, предоставлявшие продукты питания, а также монахи и монашки, которые обеспечивали убежище раввинам и их семьям. В конце лета 1942 года Шептицкий организовал целую кампанию по спасению евреев. Это, по большей части, были люди, бежавшие из гетто или из Яновского лагеря. 14 августа 1944 года 2000 еврейских детей тайно вывезли в разные монастыри. Их прятали в криптах, в монастырских школах, детских приютах Львова и окрестностей, им были выданы фальшивые удостоверения о крещении. Шептицкий организовал подпольные группы людей, которые помогали прятать евреев. В этом участвовали монахи-студиты под руководством игумена Унивского монастыря Климентия, брата митрополита. Были разработаны специальные маршруты, которыми тайно переправляли евреев в Венгрию, где было более безопасно. 

В спасении евреев А. Шептицкому также оказывала значительную помощь сестра монастыря св. Иосифа Елена Витер. Вместе с Климентием Шептицким они помогли спрятать 53 человека на обувной фабрике и в монастыре монахов-студитов. В 1946 году, в период ликвидации большевиками УГКЦ, сестра Елена Витер была арестована за участие в ОУН и осуждена в общей сумме к 30 годам лишения свободы. Брат Климентий был арестован в 1947 году, осуждён к 8 годам лишения свободы, умер во Владимирской тюрьме.

Гиммлер приказал арестовать А. Шептицкого. Однако Гансу Франку и Отто Ляшу, которые руководили Галичиной в то время, удалось удержать рейхсфюрера СС от этого шага — митрополит пользовался глубоким уважением среди народа, и его арест мог сильно дестабилизировать обстановку. Гестаповцы провели обыски в соборе Св. Юра, во время которых вскрывали даже мощи.

Вопреки распространенному в советской историографии утверждению, митрополит Андрей никогда не выражал официальной поддержки созданию дивизии СС "Галичина». Однако митрополит согласился послать туда священников капелланов для духовной обслуги воинов. В 1999 году в журнале «Патриархат» было опубликовано письмо Михаила Демковича-Добрянского, бывшего члена УЦК, который был непосредственным свидетелем дел, связанных с образованием дивизии. В том письме он, в частности, заявил так:

«Я, подписанный Михаил, сын Ивана и Марии Демкович-Добрянских, составляю эту присягу на святом Кресте и Евангелии. Моей присягой хочу подтвердить мое заявление о том, что митрополит Андрей никогда не давал  благословения дивизии «Галичина», хотя слухи о таком благословении были. Слуга Божий Андрей относительно того, что касается дивизии «Галичина», высказался двумя актами:
 
1. Положительно признал потребность Украинской вооруженной формации.
2. Назначил 12 военных капелланов под руководством о. Василия Лабы - профессора Богословской академии, ранее (в Австрийской армии и в Галицкой армии) был капелланом.
 
Ни во времена, когда создавалась дивизия, ни позже никто из украинских деятелей, имевших близкое отношение к дивизии, не знал ничего о благословении Митрополита для дивизии "Галичина", потому что такого акта не было. Многие выдающиеся граждане высказывались о необходимости военной формации, отчетливо сформулировал это Дмитрий Палий. Его версию Владимир Кубийович (председатель УЦК) приписал Митрополиту. Но от положительного признания потребности украинской вооруженной формации до благословения дивизии довольно далеко. Когда в половине 70-х годов официальный постулятор Ватикана передал украинскому постулятору около 50 вопросов, связанных с деятельностью митрополита, отцы Хома и Музичка передали мне для обработки более 20 тем, остальные дали о. Ивану Гриняху. Ни среди моих, ни среди его тем не было упоминания о благословении дивизии «Галичина». Ватиканский постулятор не мог бы этого не вспомнить».
 
Роль социальной доктрины митрополита Шептицкого признается всеми богословами Украины. В частности, киевский православный философ Юрий Черноморец считает:
 
"Митрополит Андрей Шептицкий был сторонником социального учения Льва XIII и оригинально его развивал. Не только приспосабливал к украинским условиям, но и имел версию социального учения, которая была оригинальной в горизонте всей Католической Церкви, всего католического богословия. У нас же боятся говорить о нем как об оригинальном мыслителе, оригинальном неотомисте, создавшем собственное этическое и социальное учение. И если это учение не такое, как учениея Иоанна Павла II или Бенедикта XVI, то оно не становится неактуальным для Украины. Потому задачи, которые ставились в социальном учении митрополита Андрея, еще не выполнены. Не построено ни гражданского общества на принципах солидарности. Нет правового государства, основанного на естественном нравственном законе. Нет устойчивой демократии и защиты прав человека, которые тоже являются требованиями естественного закона по теории митрополита Андрея. И методология положительного общественного созидания - солидаризм в семье, общине, нации, церкви, которую предлагает митрополит Андрей, и сегодня актуальна.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить