Специализированный интернет-портал "История Львова"


Черный день Львова. Скниловская трагедия

Катастрофа истребителя Су-27 украинских ВВС произошла 27 июля 2002 года в ходе авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса (бывшей 14-й Воздушной Армии СССР) на аэродроме Скнилов, находящемся в черте города, во время выполнения фигуры высшего пилотажа. Самолёт упал на толпу зрителей; 77 человек, из них 28 детей (по другим данным — 86 человек) погибли, пострадавшими признаны 543 человека.

Катастрофа произошла в 12:52 по местному времени. Су-27 под управлением пилотов Владимира Топонаря и Юрия Егорова выполнял фигуру высшего пилотажа «косая петля с поворотом». Пилотам не хватило высоты, чтобы вывести самолёт из снижения, он задел дерево, затем ударился крылом о бетон и некоторое время скользил вдоль земли через лётное поле, заполненное зрителями. После этого он задел стоящий на аэродроме Ил-76 и начал кувыркаться. На месте падения прогремел взрыв, и возник сильный пожар. Пилоты катапультировались после того, как самолёт первый раз ударился о землю, и успели покинуть его до того, как он разрушился и загорелся; оба пилота выжили.
 
К месту падения были немедленно стянуты пожарные расчеты и бригады скорой помощи. В общей сложности около 20 машин скорой помощи находилось на месте трагедии. Пострадавшие, в том числе и выжившие пилоты Су-27, были направлены в пять больниц Львова.
 
Расследование и последствия
 
В первые часы было выдвинуто несколько версий причин случившегося, в их числе:
- ошибка пилотов;
- отказ двигателей самолета;
- ошибка в организации полётов, ошибка в организации размещения зрителей на аэродроме;
- слишком большое количество топлива, залитое в самолет.
 
Вечером на место катастрофы прибыл Президент Украины Леонид Кучма. Был подписан указ об освобождении от должности главнокомандующего Военно-Воздушными Силами Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. Генеральная прокуратура арестовала В. Стрельникова и ещё троих высокопоставленных украинских военных. Данные, полученные на первых этапах расследования причин катастрофы самолёта Су-27, свидетельствуют, что причинами трагедии стали серьёзные просчеты в организации подготовки и осуществления полётов в Военно-воздушных силах и, в частности, при организации демонстрационных мероприятий во Львове.
 
В этот же день министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал прошение об отставке, однако отставка принята не была. На месте катастрофы были найдены бортовые самописцы Су-27, которые были переданы на расшифровку. Президент Украины Леонид Кучма запретил воздушные парады и авиашоу на Украине до полного окончания расследования.
 
6 сентября 2002 года были опубликованы результаты расследования комиссии Министерства обороны Украины. В качестве основных причин трагедии были названы «отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27». Материалы комиссии были переданы в суд, который завершился 24 июля 2005 года.
Запись бортового самописца Су-27:
 
12:40:30. (cообщение с земли) Яцюк: 2000 метров, тонкая, есть кучёвочка порядка 2-3 балла. Погода хорошая, видимость более 10 километров.
12:40:47. Второй пилот Егоров: А вот смотри, Володя, тут такая погода. Топонарь: Возьми пока управление. Егоров: Взял.
12:41.09. Топонарь: Поворот вправо. Егоров: Я понял.
12:41:17. (команда с земли) Яцюк: 31152 вправо на посадочный 312, азимут 136, удаление 24. По давлению 738, снижайтесь 600.
12:41:25. Топонарь: Выводи, выводи с крена, выводи.
12:41:33. Топонарь (земле): Разрешили 600 31152.
12:41:36. Яцюк: Понял. Давление 738,0 установили?.
12:41:44. Топонарь: Установил.
12:41:52. (команда с земли) Третьяков: 31152, я «Лаванда» — старт. Топонарь: Отвечаю, 31152: 1500 на снижении.
12:41:59. Третьяков: Хорошо, по давлению 738,0 занимайте 600 метров на привод.
12:42:06. Топонарь: Снижаюсь 600 на привод.
12:42:11. Яцюк: 152, как принимаете «Лаванда» — площадку?. Топонарь: Хорошо принимаю.
12:42:16. Топонарь: Влево 10 возьми.
12:42:23. Топонарь: Выводи.
12:42:38. Топонарь: Всё. Наблюдаю. Егоров: Да, гаси скорость.
12:42:41. Третьяков: 31152 ещё раз, проверьте установку давления 738,0.
12:42:50. Топонарь: 738,0 установил, полосу наблюдаю 600 горизонт.
12:42:56. Третьяков: Хорошо. Визуально какое удаление?
12:43:00. Топонарь: Визуально километров 10. Разрешите снижение дальнейшее.
12:43:05. Третьяков: Да. Наблюдаю 152 вас, по заданию снижение разрешаю.
12:43:13. Егоров: Вова, оттриммеруй самолёт и давай с трёхсот метров. Вова, не будем, зачем нам туда?.. Топонарь: Нормально.
12:43:26. Яцюк: 152, я «Лаванда», площадка: наблюдаю, работу разрешаю.
12:43:31. Сигнал бортового компьютера о снижении на опасную высоту (на протяжении 5,5 секунды).
12:43:33. Егоров: У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?
12:43:37. Егоров: 6 тонн. Понимаешь?
12:43:43. Топонарь: Где зрители, на х..?
12:43:48. Егоров: Не знаю, где они бл…
12:43:49. Топонарь: А, вон, вижу. Егоров: …твою мать…! С правой стороны нет!
12:43:54. Топонарь (земле): Пилотаж влево выполняю. Егоров: Ну что, пошли?
12:43:58. (команда с земли) Яцюк: Влево, влево.
12:44:14. Егоров: Включай.
12:44:34. Егоров: Пошли.
12:44:36. Сигнал о снижении на опасную высоту.
12:44:39. Егоров: Бочка.
12:44:44. Егоров: Хватит — угол.
12:44:51. Голосовой информатор: Борт 42, скорость предельная.
12:44:58. Егоров: Поворачивай. Голосовой информатор: Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка.
12:45:01. (команда с земли) Яцюк: Поворот.
12:45:02. Егоров: Выворачивай ёб….
12:45:05. (команда с земли) Яцюк: Выводи.
12:45:07. (команда с земли) Третьяков: Выводи, добавь обороты.
12:45:10. (команда с земли) Яцюк: Форсаж. Голосовой информатор: Предельный угол атаки, предельная перегрузка.
12:45:11. (команда с земли) Третьяков: Добавь обороты.
12:45:18. Остановка магнитофона.
 
Приговор суда:
 
Владимир Топонарь, управлявший самолетом Су-27, приговорён к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен (около 1 млн 300 тысяч долларов).
 
Юрий Егоров, второй пилот, приговорён к 8 годам лишения свободы и штрафу в 2,458 млн гривен (около 450 тысяч долларов).
 
Анатолий Третьяков, заместитель командующего 14-м авиакорпусом, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен (около 130 тысяч долларов).
 
Юрий Яцюк, заместитель руководителя полётами, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен (около 130 тысяч долларов).
 
Анатолий Лукиных, начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, приговорён к 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен (около 35 тысяч долларов).
 
Олег Дзюбецкий, ответственный за подготовку экипажа, оправдан в связи с отсутствием состава преступления.
 
Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.
 
Уголовные дела в отношении четырёх генералов, среди которых бывший главнокомандующий ВВС Украины генерал Стрельников, переданы в суд.
 
11 июня 2008 года украинский военный апелляционный суд в Киеве вынес оправдательный приговор четырём бывшим генералам ВВС Украины. Судебные слушания закончились 9 июня. Все обвиняемые признаны невиновными. Суд отменил им подписку о невыезде и снял арест с их имущества.
 
«Сегодня я понял — справедливости нет. Поэтому обжаловать решение суда мы не будем.», — сказал председатель общественной организации «Скниловская трагедия» Стефан Козак.