Специализированный интернет-портал "История Львова"


ПРОСПЕКТ СВОБОДЫ

Перенесемся условно на двести лет назад и пойдем по проспекту до оперного театра. Улицы как таковой еще нет. На месте современного правого ряда домов стоит оборонительная стена с боевыми башнями. Там, где теперь проезжая часть, — глубокий ров, наполненный водой с Полтвы. На месте газона — оборонительный вал. Перед ним течет бурная Полтва. А дальше, до того места, где сейчас почта и университет, тянется болото, густо заросшее деревьями и кустарниками.

В трех местах его рассекают улицы Широкая, Сикстуская и Иезуитская дорога (современные Коперника, Дорошенко и Гнатюка). Это уже территория не города, а Галицкого предместья. Известно, что граница центрального города Львова проходила по современным улицам Леси Украинки, Подвальной, братьев Рогатинцев и проспекта Свободы. С трех сторон город имел две стены — Высокую и Низкую, а со стороны проспекта Свободы — только Высокую. Объясняется это тем, что с запада город надежно защищала Полтва с болотистыми берегами. После завоевания Галиции Австрией в 1772 году укрепления были снесены, а болота — частично осушены.

Образовалась улица, которую назвали Нижние Валы, в противоположность Верхним Валам — аллеи, разделяющей современные улицы Винниченко и Подвальную. Вал был срыт, а его землей засыпали ров. В 1826 году началось озеленение улицы — высадили дерева. Правда, им сначала было найдено довольно оригинальное применение: женщины натягивали между ними веревки, на которых сушили белье. Через несколько лет через Полтву перекинули три деревянных мостика, и бывший вал превратился в любимое место прогулок львовян.

В 1855 году по случаю прибытия во Львов австрийского принца Кароля-Людвига улица была названа его именем. Причем уже тогда наметилось разделение улицы на две самостоятельные части, что сохранялось вплоть до 1940 года. Четная сторона называлась Кароля- Людвига — высокой, нечетная — низкой. В 1871 году улица Кароля-Людвига-высокая была переименована в Гетманскую, а низкая — в Кароля-Людвига. В 1859 году в конце аллеи была установлена статуя польского полководца гетмана С. Яблоновского. Поэтому аллея со временем получила название Гетманских валов. Тогда же в начале аллеи была установлена скульптурная группа «Архангел Михаил поражает сатану», изготовленная еще в 1638 году львовским литейщиком Каспером Франке. Позже группу перенесли в ратушу, сейчас она в музее «Арсенал». Возле нее собиралась биржа — не футбольная, как теперь, а настоящая, где решались финансовые дела. Постепенно на улице выросли многоэтажные дома, в которых размещались фешенебельные магазины, отели, финансовые учреждения. В 1884 году начались работы по заключению в туннель Полтвы. Через пятнадцать лет на центральной аллее был установлен памятник польскому королю Яну Собескому. А в 1900 году улица замкнулась зданием Оперного театра. В начале столетия по улице прошла трасса электрического трамвая. Центральная аллея стала местом прогулок «верхов» львовской общины. И в то же время возле памятника Яну Собескому появилась неофициальная биржа труда, где всегда собирались безработные.

В 1916 году, во время первой мировой войны, на Гетманских валах была установлена деревянная статуя рыцаря. Австрийское правительство, не имея денег на военные траты, обратилось к львовянам с призывом «вооружить рыцаря». В статую даже забивали гвозди, что шли на подбивку солдатских ботинок. По замыслу властей, эти гвозди должны были укрыть статую как броня. За право забить гвоздь платили деньги, которые направлялись на военные потребности. Львовяне не проявили большого энтузиазма, и «вооружение рыцаря» состоялось только впереди. Сейчас «деревянный рыцарь» сохраняется в фондах Львовского исторического музея.

В 1919 году, после установления в Галиции власти буржуазной Польши, улица Кароля-Людвига была переименована в улицу Легионов. Как и раньше, она осталась центром общественной жизни Львова. Здесь неоднократно проходили рабочие демонстрации и митинги, во время которых памятник Яну Собескому служил импровизированной трибуной. Нередко эти митинги заканчивались стычками с полицией. 28 апреля 1940 года улицы Легионов и Гетманская были слиты в одну — улицу Первого Мая. Это было первое советское переименование улицы во Львове. С 1959 года улица получила название – проспект Ленина. С 1990 года – проспект Свободы.

Несколько слов об интереснейших домах.

Дом № 1 построен в 1809—1822 годах в стиле ампир. Сначала принадлежал предпринимателю Гауснеру, позже Земскому кредитному обществу. Во время войны был сильно поврежден, но полностью отреставрирован в начале 50-х годов. Скульптурные рельефы на мифологические сюжеты («Похищение Елены», «Эней спасает отца», «Амур и Психея», «Похищение сабинянок») были выполнены Г. Витвером в 1809—1811 и А. Шимзером в 1821—1822 годах.

Дом № 11. Здесь, в помещении тогдашнего отеля «Центральный», несколько раз останавливалась Леся Украинка.

Дом № 12 построен в 1829 году. Тогда же в нем была открыта первая во Львове кофейня «Венская». Название было дано в честь разведчика Ю. Кульчицкого, уроженца Самбора. Добытые им данные сыграли значительную роль в разгроме турецких войск под Веной в 1683 году. После победы признательные венцы подарили Ю. Кульчицкому три мешка кофе, и он открыл в Вене кофейню, кажется, первую в Европе.

Дом № 13. Построен в конце XIX столетия по проекту Л. Маркони и Э. Герматника для отеля «Гранд». После Отечественной войны назывался «Львов». Один из первых домов в Львове с электрическим освещением.

Дом № 15. В XVIII столетии на этом месте был так называемый Альвертовский двор, принадлежащий Потоцким. Потом купец Ян Прешель поставил здесь трехэтажный дом, в котором до 1839 года располагалось австрийское военное командование Галиции, а уже через год — отель «Английский». Этот дом был снесен в 1890 году, а через год построен современный, в котором разместилась Галицкая сберегательная касса (архитектор Ю. Захаревич). Над входом — скульптурная группа, которую некоторые неправильно называют статуей Свободы. На самом деле же она символизирует экономическое процветание, поскольку Галицкая сберегательная касса финансировала промышленные учреждения и строительство.

С 1951 года в дома размещается музей этнографии, один из крупнейших музеев этого профиля в Украине.

Дом № 16 выходит фасадом в небольшой сквер. Возле дома сохранился фрагмент оборонительной стены. С XVII столетия участок принадлежал иезуитам и был занят зданиями их коллегии. В середине XIX столетия эти здания снесли и на их месте поставлен дом Дирекции скарба — учреждения, ведавшего сбором налогов. Дом занимал всю площадь современного сквера. В 1939 году он сгорел. В конце 40-х годов руины расчистили, разбили сквер и поставили современный дом, в котором сначала размещался механический техникум, а позже, до 1985 года, — Дворец пионеров.

Дом № 23. Когда-то это место было занято Низким замком — резиденцией королевского старосты. В 1802 году замок был разобран и на его месте образовалась площадь, которую назвали Каструм («замок»). В 1904 году по проекту архитектора Л. Маркони был построен современный дом, в котором разместился Музей художественных промыслов.

Дом № 28. Еще до недавнего времени адресом театра оперы и балета была пл. Торговая, 1. В конце XIX столетия на этом месте был рынок. Жители города предложили магистрату перенести его немного дальше — через дорогу, а на освободившемся месте выстроить театр.

Строительство было непростым. Сложная геологическая ситуация требовала новаторского решения. И оно нашлось. Впервые в практике строительства в Львове для фундамента был применен железобетон. Строительство осуществляла украинская строительная фирма И. Левинского. Велось оно по проекту архитектора 3. Горголевского. Расположение здания на трассе русла Полтвы породило легенду, якобы туннель проходит под театром. На самом же деле перед зданием туннель поворачивает вправо, проходя вплотную к фундаменту, обходит дом полукругом и снова выходит на прямую линию. Львовский оперный, наверное, единственный театр в Украине (если не во всем мире), что вместо занавеса имеет... картину. Имеется и обычный бархатный занавес. Но есть еще холст «Парнас» кисти знаменитого художника Г. Семирадского. Он писался в Риме специально для театра. Для его транспортирования был выделен спецвагон. Сейчас картину показывают лишь в дни премьер.

Открытие театра состоялось 4 октября 1900 года. 3. Горголевский за строительство был награжден орденом — уникальный случай во времена Австро-Венгрии. Болотный грунт таки дал о себе знать — оседание дома оказалось больше проектного. И в добавок возле сцены треснула стена. По Львову поползли разные слухи. И как раз в это же время внезапно умер 3. Горголевский. Это дало основание для распространения в Львове легенды о самоубийстве 3. Горголевского. На самом деле, как это подтверждают документы, он умер от паралича аорты. Театр все время был в затруднительном материальном положении. Единственным выходом было приглашение для выступлений «звезд», что требовало больших затрат и, соответственно, высоких цен на билеты. Здесь пели Батистини, Карузо, Крушельницкая, Мишуга и прочие выдающиеся исполнители.

Сейчас в театре проводятся почти все торжественные заседания. Хотя в городе есть и другие, удобные помещения. Но такая уже традиция Львова. Проспект Свободы и дальше остается центральной магистралью города. Здесь происходят торжественные демонстрации и военные парады.

http://www.mankurty.com/melnik1/07.html

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить