Улица Степаны Бандеры
Земли настоящей улицы Бандеры в XVIII столетии принадлежали Чарторийским, а в начале XIX ст. их имущество разделили на несколько частей. Одна из них досталась князьям Сапегам.
Улица (правда, без названия) указана в плане города уже в 1750 году. Приблизительно в 1840 году она начала называться «Новым светом». Это название распространилось на весь район, вплоть до улицы На Байках (нынешней Киевской).
На то время это была полевая дорога, проходившая среди многочисленных прудов и трясин. Современная застройка началась только в последней четверти XIX столетия. В 1886 году улица была названа именем Л. Сапеги, польского государственного и общественного деятеля, много сделавшего для развития Галиции. В июле 1940 года улицу назвали Комсомольской, с 1944 – улица Сталина, с 1961 – улица Мира, с 1991 – улица Степана Бандеры.
Трамвайная линия на улице — с 1894 года. Дом № 1 построен в 1890 году по проекту К. Яновского. Здесь находилась казарма жандармерии. Во времена буржуазной Польши в доме было воеводское управление полиции, в конце концов — городское тоже. 2-й отдел контрразведки («двушка») занимался борьбой с коммунистами.
Боковым фасадом дом выходит на улицу К. Брюлова. Раньше называлась Лопницкого. Официально здесь размещался VI комиссариат полиции, а неофициально — политическая тюрьма. «Попасть на Лопницкого» — это выражение много что значило.
В доме № 3 на улице Бандеры когда-то находился Нефтяной банк, основанный в 1913 году. В 1933 году его капитал составлял полтора миллиона злотых — огромные деньги на то время. Дом № 8 — бывший костел и монастырь Марии Магдалины. В конце XVI столетия земельный участок входил в упоминавшуюся Сикстивку.
В 1600 году тогдашняя владелица А. Петроконская подарила землю вместе с двором и садом, с застройками монахам-доминиканцам. В то время участок назывался «100 полей». Здесь должна была разместиться семинария. Вопреки решению магистрата, монахи начали строить деревянный костел. Городские власти запротестовали — укрепленное место на горе, попав в руки врага, могло представлять опасность для Львова. И вдобавок земли церкви не облагались налогом. Одно слово, такое строительство — прямой убыток. Дошло до того, что в 1612 году толпа мещан разогнала строителей и все же костел достроили — в 1615-1630 гг. Но не деревянный, а в каменный. Дом семинарии находился рядом и согласно традиции — деревянный.
В первой половине XVIII столетия семинария и часть костела сгорели. Началась достройка. Костел (то, что осталось) стал алтарной частью. Возведен новый фасад с двумя башнями. Кстати, это единственное культовое сооружение в Львове, во время строительства которой учли законы акустики. Неофициально костел назывался «доминиканы за стеной».
Во время секуляризационной реформы Йосифа II в 1786 году костел сделали приходским, а в монастыре была тюрьма для женщин легкого поведения (закрыта в 1922 году).
В 1870 году башни костела увенчались современными шлемами. Через десять лет снизили уровень грунта и построили лестницы с террасой. Ныне в костеле — органный зал Львовской консерватории, а в монастыре — корпус № 16 политехнического института.
Дом № 11 построен в псевдоготическом стиле в 1883 году для школы. В 1914—1915 годах здесь находился госпиталь русского Красного Креста.
Дом № 12. Главный корпус Львовской политехники. Построен в 1873—1877 годах по проекту Ю. Захаревича. В интерьере — росписи по эскизам великого польского художника Яна Матейко, выполненные его учениками. Политехника выросла из трехклассного технического училища, основанного в 1817 году. Со временем оно было переименовано в Реально-Торговую Академию, а в 1846 году — в Техническую Академию. Название «политехнический» — с 1921 года.
В учреждении преподавание велось на немецком языке. Это практически исключало доступ к обучению представителей «низших» классов. В 1871-72 учебном году ввели польский язык и только при Советской власти преподавание стало вестись на родным языком. Обучение в институте стоило очень дорого. Кроме того, для украинцев во времена буржуазной Польши был установлен «нумерус кляузус» — процентная норма отбора в институт. Она составляла всего пять процентов. Во все времена Львовская политехника была кузницей высококвалифицированных кадров. Достаточно назвать только имя С. Банаха — математика с мировой славой. Ныне в институте учится около 30 тысяч человек. Для сравнения — в 1893 году в политехнике было 207 студентов. Институт справедливо считается одним из лучших в Украине.
Дом № 14 — средняя школа № 1. До Советской власти — единственная во Львове государственная гимназия с украинским языком обучения. Она основана в 1787 году при университете. Сначала язык преподавания был немецким, с 1848 года — украинским. В данном доме гимназия находится с 1906 года. На те времена это было больше, чем обычное среднее учебное заведение. В условиях жестокой национальной дискриминации гимназия была единственным источником подготовки кадров из числа украинцев. В свое время здесь работали А. Вахнянин, И. Верхратский, Ф. Колесса, М. Возняк, С. Людкевич, Д. Лукиянович. И ее выпускники могут сделать честь любой школе. Стоит только назвать имена С. Тудора, В. Бобинского, Ю. Великановича.
Дом № 24 привлекает внимание своим несколько непривычным видом. Построен он в конце XIX ст. в 1913 году по проекту архитектора Ф. Каслера. Был известен во Львове как «дом Финклера» — по имени его владельца.
Дом № 28. 5-й учебный корпус политехнического института. Мало кто знает, что металл, употребленный в его оформлении, — титан, тот, что используется для изготовления брони космических кораблей. Удивительно, но проект разработали сами студенты.
Дом № 32 — бывший монастырь св. Терезы. Построен в 1855 году. На протяжении долгого времени здесь находился экспериментальный завод политехники. Ныне — кафедра автомобилей.
Дом № 91. Участок этот осваивался очень долго. Сначала он был в частном владении, а с 1881 года перешел к городу. Попытка продать его с аукциона не удалась — никто не хотел покупать сплошное болото. Тогда решили строить школу. Проект был готов в 1891 году. Сейчас здесь — средняя школа № 55.