Специализированный интернет-портал "История Львова"


САМАЯ ДЛИННАЯ В ЛЬВОВЕ

В самом деле, улица Городоцкая (бывшая Первого Мая) — самая длинная в Львове. Она тянется 7,5 километра. В старину улица состояла из трех отдельных частей. Единым целым она стала в 1964 году.

Старейшая часть — от площади Торговой до улицы Шевченко. Под названием «св. Анны» упоминается уже в 1570 году, но возникла значительно раньше. До конца XVIII ст. она начиналась от Краковских ворот (то есть от перекрестка современных улиц Краковской и Леси Украинки). После сноса городских укреплений она шла от Полтвы (так, как и сейчас).

Название улицы происходит от костела св. Анны, который, коренным образом перестроенный, стоит на развилке улиц Городоцкой и Шевченко. Его история переносит нас в далекое средневековье.

... в 1491 году во Львове вспыхнуло восстание портняжных подмастерьев. Они протестовали против невыносимо трудных условий работы. Собственно, восстания в буквальном смысле этого слова не было. Просто подмастерья решили убежать из Львова. Ночью они перебрались через городскую стену, но на том месте, где стоит костел, их догнала стража — «ципаки» — и хотела силой возвратить беглецов. В стычке погибло несколько подмастерьев. Товарищи погибших поставили со временем на том месте крест, а в 1504 году — небольшой костел и нарекли именем святой Анны (символ милосердия). И стал он цеховым костелом портных.

Конечно, городской власти и цеховой верхушке это сооружение было как соль в глаза, поскольку напоминала о мученической смерти юношей, но ничего не сделаешь — святыня! Правда, в 1509 году костел сожгли во время набега волхвов, но через несколько лет восстановили. Вторично здесь бушевал пожар в 1648 году. И через пять лет он снова восстал из пепла. Современный вид костел приобрел в конце XVIII ст.

Улица св. Анны входила в состав Краковского предместья и заселена была очень густо. Жили здесь, в основном, украинцы. Часть земель между современными улицами Б.Лепкого и Огиенко принадлежала князьям Радзивилам. Застройка была деревянной, одноэтажной, дома утопали среди густых садов.

В конце XIX ст. появляются многоэтажные здания, принадлежащие исключительно еврейской буржуазии. Они были своеобразным свидетельством развития капитализма в Львове. Город рос, бывшие предместья становились центром. Рабочие же поселялись на окраинах, где расположились предприятия и цены на жилье были значительно ниже. Другой становится и название улицы — с 1871 года она Казимировская (в честь двух польских королей). Но аристократическое название не изменило коммерческий характер улицы. Доходные дома, магазины, небольшие отели — вот ее лицо. И в то же время — ни одного книжного магазина. В 1908—1909 годах на улице проложена трасса электрического трамвая.

Характер улицы не изменился и тогда, когда на руинах Австро-Венгерской империи возникла буржуазная Польша. Казимировская остается своеобразной демаркационной линией между богатыми кварталами центра и нищими хибарами бедноты. Улицы Шпитальную, Котлярскую, Сонячную заселял рабочий класс, который все более чаще и грознее напоминал про свое существование. Местная власть это учитывала — в «Бригидках» была политическая тюрьма, в соседнем квартале разместились комиссариат и казармы полиции.

16 апреля 1936 года по Казимировской шла похоронная процессия — хоронили безработного Владислава Казака, убитого полицаем. Стычки с полицией, начавшиеся на Бернардинской площади, не прекращались вдоль всего движения похоронной процессии. Возле «Бригидок» — на крыше тюрьмы стояли пулеметы — снова пролилась кровь рабочих.

На полицейский террор городская беднота ответила баррикадами, их было 19, преимущественно на Казимировской и Городецкой. В декабре 1944-го Казимировскую переименовали на улицу Чапаева (нынешняя Курмановича). Через двадцать лет она слилась с Городецкой и стала Первого мая.

Городецкой называлась часть, что идет от развилки до современной улицы Боберского. Название это возникло сравнительно давно — в конце XVIII ст. А в XV ст., например, она называлась Широкой, несколько позже — Краковской дорогой и аж потом — Городецкой (правильнее — Городоцкой). Это был первый вымощенный тракт в Львове.

Уже из самих названий видно, что улица служила важной торговой артерией. Большее значение она приобрела после открытия в 1861 году железной дороги Львов-Перемышль.

В 1879 году по Городецкой пустили конный трамвай, а через тридцать лет — электрический.

Еще в последней четверти XIX столетия Городецкая, особенно с правой стороны, была очень мало застроена. На месте кварталов между Одесской и Головацкого было так называемый «Городецкий источник», переходящий в водохранилище.

В то время железная дорога подходила очень близко к трассе улицы. Железнодорожные перроны были на том месте, где сейчас товарная станция. Здесь расположился вокзал черновицкой линии, а когда поставили главный вокзал — из него сделали товарный.

В начале нынешнего столетия на небольшой площади, что вплотную прилегает к Городецкой, началось строительство. На месте бывших соляных складов начали строительство костела св. Елизаветы — в честь жены императора Франца Йосифа І, убитую анархистом. Место, было избрано не случайно — хотели закрыть собор св. Юра, подорвать позиции, так сказать, конкурента. Завершили строительство в 1912 году. Псевдоготический стиль костела и сейчас производит сильное впечатление, в особенности на приезжих.

В 1921 году по Городецкой прошли колоны железнодорожников. В забастовке приняли участие рабочие паровозоремонтного завода. Выдвигались не только экономические, но и политические требования. Выступление было жестоко придушено.

Третья часть улицы — от современной ул. И. Боберского и до границы города — называлась Богдановкой. Название происходило от одноименного имение, заложенного семьей львовских армян еще в XVI ст. В 1933 году улица была присоединена к Городецкой. Этот район издавна считался рабочим. Здесь был ряд крупных предприятий города.

Если пройти дальше до Окружной, то по правую сторону увидим кварталы Левандовки. В состав современной Левандовки входит и село Билогорща (упоминается уже с 1356 года). В Билогорще растет особый вид березы — так называемый «северный». Этот район является последней в Европе южной границей ее обитания.

Относительно названия Левандовка, то она происходит от некоей госпожи Левандовской, которая в 1742 году имела здесь имение.

При Советской власти внешний вид улицы коренным образом изменился. Реконструированы и значительно расширены старые предприятия, на месте жалких лачуг выросли кварталы многоэтажных домов, школы.

Коротко об интереснейших сооружениях улицы.

Дом № 2 построен в 1913 году «Товарный дом».

Дом № 17. Еще в XIV ст. на этом месте стоял костел св. Станислава, при нем был госпиталь. В конце XVIII ст. костел снесли, а госпиталь ликвидировали. Участок заняли под частную жилую застройку, но расположена она была так, что перекрывала трассу улицы. В конце концов, так оно осталось и до сих пор.

Еще в 1872 году разработан проект соединения улиц Казимировской и Кучерской, но он не прошел — частная собственность! А в 1913 года застроили этот дом. На первом, втором этажах размещались магазины и кафе, на третьем, четвертом - квартиры.

Дом № 20. Это мрачное сооружение построено в 1614 году. Тогда это был женский монастырь св. Бригитты. В 1784 или 1785 году его превратили в тюрьму, получившую название «Бригидки». Во времена буржуазной Польши использовалась для политзаключенных.

Дом № 27. В середине XIX столетия на этом месте был дом ростовщика Шаффля. В тогдашнем Львове бытовало выражение «сидеть у Шаффя», то есть в долговой тюрьме. В 1867 году в доме разместили аптеку. Здесь она и до сих пор.

Дом № 33. До 1784 года на этом месте стояла православная церковь Благовещения — одна из самых больших во Львове. Впервые она упоминается в 1453 году. При церкви было братство и больница, а напротив, на настоящей улице Ш. Шолом-Алейхема, — городское кладбище.

Дом № 36. В XVIII ст. участок, занимаемый домом, принадлежал монахам-августинцам, а позже — костелу св. Анны. В 1908 году построен тот дом, который стоит сейчас — тогда Католический дом. На первом этаже некоторое время размещался магазин, где продавали вино, выработанное ксендзами из собственного винограда. Верхний этаж использовался как театр («Малый»). Но театр — вещь нерентабельная, и поэтому уже в 1913 году открыли кинотеатр «Перла». При Советской власти здесь был сначала театр музыкальной комедии. В 1954 году его перевели в Одессу, а место занял Русский драматический театр.

Дом № 37. В фотоателье, которое находилось здесь во время гитлеровской оккупации, была явка членов «Народной гвардии имени Ивана Франко», хранилось оружие подпольщиков.

Дом № 38. Это правое крыло дома № 36. Его занимает 56-ая школа со спортплощадкой, на которую выходит фасад длинного дома с заложенным входом. Улица Городецкая не имеет памятников старинной жилой архитектуры, но на ней имеются старые промышленные сооружения. Одним из них и является этот дом. На его месте в конце XIX ст. были конюшни и манеж. Позднее, когда проложили линию электрического трамвая, построили трамвайное депо — этот самый дом.

Дом № 64. Уже в 80-х годах XIX столетия здесь была фабрика сельскохозяйственных машин Шуттлворта (позднее — Клейтона-Шуттлворта и Гофера- Клейтона). При Советской власти завод перепрофилировали - сначала на авторемонтный, со временем — на завод автотракторных запчастей (вход с ул. Одесской).

Дом № 83. — Государственный цирк. Построен в 1963 году по проекту А. Бахматова и М. Каневского. Единственный на все Правобережье.

Дом № 109— аптека, которой почти сто лет.

Дом № 145. В 1927—1939 годах здесь был тартак «Кременецкий лицей». В нем работало всего 43 рабочих, но тартак входил в число 86 львовских предприятий, находившихся под особым надзором полиции.

Дома №№ 165, 167, 171, 173 построены железной дорогой для своих работников в 1912 году.

Дом № 168 — хлебозавод № 1. Построен в 1908 году и назывался тогда «Меркурий».

http://www.mankurty.com/melnik1/17.html

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить