Специализированный интернет-портал "История Львова"


Улица Лычаковская

Перенесемся воображением в XIII столетие. Направимся дорогой от села Винники на запад. Кругом густые леса, которыми щедро заросло взгорье. Там, где нынче Винниковский рынок, дорога поворачивает вправо, выходит на современную улицу Лысенко, а затем тянется аж на Высокий Замок. Здесь мы вступаем в Львов. Ниже от нас, до самого начала современной улицы Лычаковской — снова непроходимый лeс.

Дорога, которой мы пропутешествовали, в XV столетии называлась Глинянской. Она вела к Киеву и Москве. Первым от Львова населенным пунктом на ней были Глиняны. Отсюда — и первоначальное название улицы. Со временем она стала называться Лычаковской. Название эта — от села Лычаков, расположенного по левую сторону дороги, приблизительно между Винниковским рынком и поворотом на Пасичную. В конце XVI столетия улица уже была современной трассой, делясь на верхнюю (от начала — до рынка) и нижнюю. 1871 года это деление отменили, и Лычаковской стала называться вся улица. С декабря 1944-го улица называлась Ленина, с 90 годов – ей вернули название Лычаковской.

Развивалась улица медленно, еще в начале XIX столетия многоэтажные дома были только до современной улицы Короленко. Большинство из них построено в конце ХІХ — в начале XX столетий. В основном же она сохраняла сельский вид.

Жители Лычакова не считали себя львовянами, а рассматривали свое поселение как самостоятельную единицу. И сегодня там находятся улочки с довольно странными названиями — Крупярская и Мучная. Кое- кого они раздражают «несовременным» звучанием и в почте редакций львовских газет часто встречаются письма с требованием их переименования. Авторы писем, к сожалению, не учитывают того, что эти названия отражают определенную страницу истории Львова.

...В начале осени, когда заканчивался сбор урожая и крестьяне везли в город продукты, жители Лычакова приступали к работе. На так называемой Лычаковской рогатке (там, где ныне начинается Пасичная) они скупали зерно и потом перерабатывали его на муку (на улице Мучной) или на крупу (на улице Крупярской). Но переработка зерна не исчерпывала специализации Лычакова. Поздно осенью лычаковцы начинали квасить капусту. Они шли в город, заключали, так сказать, «трудовые соглашения» с домохозяйками и квасили капусту по своим рецептам. Ценилась она довольно дорого. После этого - лычаковцы занимались извозом; на протяжении зимы на санях, весной и летом — на телегах. Извоз был одним из основных источников существования жителей Лычакова. Поэтому появление первого трамвая было встречено очень неблагосклонно — конкурент!

Сегодня улица Лычаковская — одна из важнейших транспортных магистралей города. На ней расположены учебные заведения, медицинские учреждения, промышленные предприятия.

Дом № 2. Автомобильно-дорожный техникум. Основан в 1945 году под названием дорожно- механического.

Дом № 3 построен в второй половине XVIII столетия из камня, взятого из стен Высокого Замка. В 1772 году во Львов прибыл некий Антоний Пиллер. Через год он открыл в этом доме типографию. Австрийским оккупационным властям она была крайне необходима, чтобы печатать указы императора, распоряжения губернского управления. Конкурентов Пиллер не имел и вскоре стал «губернским печатником его императорской и королевской милости» и университета — так как печатал и учебники. Из его типографии в 1776 году вышла «Газетт де Леополис» («Львовская газета») — первая газета на Украине. Выдавалась она на французском языке, по размерам была не больше современной ученической тетради, имела четыре страницы.

После смерти А. Пиллера дело перешло в руки его жены-вдовы и сыновей. Они значительно расширили производство и занимались не только издательскими делами, но и производили бумагу, построив в 1800 году бумажный завод в Шкло, а в середине XIX столетия — во Львове на Пелчинском пруде (современная улица Витовского). Фирма существовала до 1939 года. Ныне в доме (наверное, по традиции) — экспериментальные мастерские полиграфического техникума. В этом же доме в 1900 году жил 3. Горголевский — архитектор, автор проекта Львовского театра оперы и балета.

Дом № 11 — один из немногих в Львове образец стиля ампир.

Дом № 20. По некоторым данным, здесь с начала XIX столетия была мастерская Шимзеров — прославленной семьи львовских скульпторов, работы которых и сейчас украшают дома нашего города и Лычаковское кладбище.

Дом № 22. В начале столетия здесь находились склады и явочная квартира ленинской «Искры». Все это было в квартире агента «Искры» студента Йорданова-Басовского.

Дом № 28. Бывший монастырь ордена бонифратров, основанный в 1659 году. В 1783 году монастырь был превращен на гарнизонный госпиталь (теперь здесь также госпиталь).

Дом № 35 построен в 1841 году для приюта глухонемых детей, основанного в 1830 году. Сейчас здесь специализированная школа глухонемых.

Дом № 37. С 1851 года здесь находился Галицкий приют для слепых детей. Позднее приют перебрался на современную улицу И. Франко (ныне специализированная школа № 100), а в доме долгое время была гимназия.

Рядом с рынком — костел св. Антония, памятник архитектуры XVIII столетия. Основан он был еще в XVII столетии (впервые упоминается в 1617 году) и стоял тогда среди виноградников. И пусть это не приводит в удивление тебя, читатель. Так как до начала XIX столетия современная улица Лысенко (точнее ее южные склоны) была покрыта виноградниками.

Дом № 67. В 70-х годах XIX столетия там находилась редакция «Праця» — первой рабочей газеты в Галиции. В 1876 — 80-х годах здесь работали И. Франко и М. Павлик.

На углу ул. Мечникова стоит небольшая церковь Петра и Павла, заложенная в 1686 году. По некоторым данным, в 1648 году на этом месте была ставка Б. Хмельницкого.

Дом № 107 сооружен 1909 года по проекту О. Лушпинского для санатория Красного Креста. Стиль украинской сецессии, с использованием элементов архитектуры Карпат. В 1914 — 1915 годах здесь находился русский офицерский госпиталь. Улица понемногу поднимается вверх. По правую сторону, возле кортов института физкультуры, в сторону отходит маленькая улочка. Когда-то она называлась Витряковой — поскольку вела к ветряной мельнице. А сейчас, будто в насмешку, называется улицей Росси — в честь гениального архитектора, творения которого и сейчас являются украшением Петербурга. Выше от кортов стоит памятник Бартошу Гловацкому — одному из руководителей крестьян в восстании Т. Костюшко. Памятник сооружен в 1906 году. На холме стоит костел непривычной для Львова архитектуры, построенный в 1930 году. Главный корпус — в форме старохристианской базилики. Очень оригинальной является колокольня (кампанила). Высота ее — до 60 метров.

Вправо отходит Пасечная. В XVII— XVIII столетиях территория между современными улицами Лычаковской, Дж. Вашингтона и Погулянкой была занята пасеками. Поэтому и дорогая, ведущая к ним, называлась Пасичной. С временем вдоль нее выросли строения и появилась улица с таким же названием. Еще 50 лет назад большая часть улицы была просто полевой дорогой с одинокими домами. А нынче ее не узнать. Многоэтажные дома, оживленное движение.

Безусловно, большой интерес на улице представляет Холм Славы. В 1914 году здесь было кладбище русских солдат и офицеров. Уже тогда он получил современное название. На протяжении многих лет за могилами присматривали местные жители. Польские оккупационные власти смотрели на это неблагосклонно, но кладбище не ликвидировали. Это сделали гитлеровцы в 1941 году, памятники были повалены, побиты, а кладбище сравнено с землей.

В 1945 году принято решение о создание мемориала Холм Славы. Торжественная его закладка состоялась 23 февраля 1948 года, в день 30-летия Советской Армии. Мемориал закончен в 1952 году. Авторами проекта были Г. Швецко-Винецкий, А. Натальченко, И. Персиков. В 1958 году перед входом был зажжен Вечный огонь славы. Рядом с мемориалом в двухэтажном доме разместился народный мемориальный музей «Холм Славы». Интересно то, что музей создали дети — ученики Львовской школы № 64. Сейчас в этом здании расположен монастырь.

Вот такой была Глынянська вежа до реконструкции в советское время. Ни тебе подзмного перехода, ни красивого шпиля...